ОТАЯНА.
о тайнах и об их
власти над людьми
...предисловие в прихожей
Мы все всего лишь гости - вам не надо расспрашивать - мы всё расскажем сами, только послушайте. Без Вас, внимающих, мы ведь не существуем, а посему вы выслушаете нас. Нам хочется отметить то, что всё, что мы расскажем Вам- о Вас самих, и, в случае ином, мы не пришли бы.
Позвольте нам представиться.
-Меня назвали Автором. Назвали так меня все остальные, те, кто пришёл со мной. Я с этим не согласен, но слишком в гости я ходить люблю, чтобы открыто недовольство показать. Итак, я - Автор. Вроде бы и всё.
-Я - Велимир. Не знаю, по какой причине Автор, представившись, ни слова не сказал о том, который существует лишь в авторском воображеньи - имею я ввиду себя. Определённой внешности я не имею, прикидываюсь я то эльфом, то мышью голубой, а то луной. Я изменяюсь постоянно так же как и мой голос, что пищит под ухом автора, сосредоточиться мешая, и в то же время помогая ему повсюду быть не одному.
-Меня зовут Иноро. Как-то раз ушли мои родители куда-то в гости, давным-давно, я был ещё ребёнок. С тех пор хожу я по гостям, ища отца и мать. Я рад тому, что к вам пришёл сегодня, и даже если их не будет здесь, я подождать смогу - ведь, может быть, они придут попозже.. Знакомьтесь, это - Дена, мой сосед и друг.
-Привет. Я- друг Иноро, Дена. Мы к вам пришли все вместе, благо вы сегодня оказались дома, чтобы поведать вам историю с моралью. Мы привели с собой двух дам, и, если Вы пожелаете услышать наш рассказ, позвольте им пока что, до поры, хранить молчание.
Вот мы представились, а вот рассказ о тайнах и их власти над людьми.
…история
-Ну-ну,- эльф обнаружил на своём крыле невидимое пятнышко и начал усердно протирать его,- опять история, и снова будешь лгать? Ты обещал мне, что покончишь с этим!
Он сидел на авторском плече и излучал сиянье голубое.
-Я лгу?
-А как ещё назвать написанное от твоей руки? То, что писал ты, было правдой только лишь пока писал ты это. Но..
-Но оно было правдой, и- я помню это точно.
-Ну что ж, несчастный, продолжай пытаться.. И чем на этот раз ты будешь развлекаться? Опять не знаешь?
-Нет, теперь я знаю.
Теперь эльф сморщился и шерстью весь порос, оборотившись мышью, запищал:
Ах, пленницей мне быть навеки, когда ж отпустишь ты меня?
-Тебя я отпускал без счёта, и воля возвращения- твоя.
-Но до тех пор, пока ты пишешь, я в заключеньи нахожусь.. Ах, нет конца моим мученьям!
-Ты хочешь оставаться здесь и остаёшься. И я уверен в этом- хватит ныть.
-Да ладно, ладно,- мышь раздулась и, повернувшись к Автору спиной, явила собой месяц, взмывший вверх и засиявший.
-Случилось так, что сына своего оставив дома, родители его ушли и больше не вернулись..
Я наяву, ах, я был наяву, и словно был в квартире я один. Мама моя и муж её- родители- ушли, и я был словно бы один; я один и мыши, но видеть мне их было не дано, поскольку я сидел один в квартире; я и деревьев корни, которые расти могли бы на месте дома моего. Я был один и совы на ветвях деревьев, которые срубили, чтоб построить дом, в котором я как будто бы один вместе с корнями, совами, мышами!.. их видеть я не мог, но ощущал порою, что видят те меня, и это, заодно со светом солнца заходящего, меня переполняло чувством страха.
И я как будто бы не вижу, как на стене, подобно пламени, надсвечному огню, дрожит и мечется и плещет моя тень. Хватая тени от других предметов и поглощая их, она растёт, всю комнату собою заполняя; как только голову свою я поверну, обуян страхом и сомненьем, тень ведёт себя как прежде, повторяя меня на стенке чёрным силуэтом. И всё же я стараюсь не размышлять о том, что будет, если вдруг стена исчезнет, я, наоборот, пытаюсь силой ожиданья своего приблизить тот момент, когда же наконец раздастся в дверь звонок, и можно будет уж не чувствовать всё одиночество моё, но подтвержденье своего существованья находить всего лишь в двух вещах: что существует папа и его жена, и что у них есть сын, а это- я.
Но сейчас, в сей предзакатный час, пусто ли это место? Если нет, и если нахожусь здесь всё же я, то здесь вместе со мной и совы есть, и мыши, и тень, что на стене(иль перед ней?) есть тоже! Скорей, скорей приди, Звонящий в Дверь!
Когда звонок раздался, бежал я или шёл к двери- не помню, но как-то сразу перед нею очутился и отпер.
-Здравствуй, мальчик.
Да. Хоть это и не папа- всё равно, он уже здесь, а это означает, что это место более не пусто, и я спасён, я снова существую. Ура!
-Не бойся, я- сосед, направо от тебя живущий.
Да хоть на крыше проживайте- но только вы не оставляйте меня здесь одного- побудьте вы со мной в квартире хоть немного, мои родители должны вернуться скоро.. а вдруг не скоро? или не вернуться? Не уходите, я прошу!
-Ну а родители твои- их нет?
Нет их, их нет? Нет- они есть, только не здесь. Вы подождите их со мной, молю, иначе же- меня не будет с вами(ой!)
-Но, понимаешь ли, мне нужен кто-нибудь, как я.
Конечно понимаю, и вам, и мне- нам нужен Кто-Нибудь. А то не будет никого, я понимаю.
-Мне нужен взрослый, как и я. Как я.. я просто слышал тонкий голосок, о помощи откуда-то кричавший, и я..
Я мог кричать от ужаса, но не губами- помню это точно, и потом- я не считаюсь.
-..думаю, что крики раздавались из-за двери, что слева от твоей. Не хочешь ли пойти и посмотреть?
Наверное хочу я, потому что в моей квартире нету никого. Ну что ж, давай зайдём- дверь нараспашку и в квартире пусто. Как здесь темно- висят на окнах шторы, и я не вижу своей тени. Пусть. Так, видно, будет лучше для меня. Лампы на потолке и на полу, на стенах лампы, свет от которых поглощается коврами и мягкой мебелью, ах, что за лживый свет!
- В квартире никого, не значит ли, что тот, кричавший, бежал на улицу?
Не думаю я так- следы ведут от двери вглубь комнаты.
-Следы? А, вижу я теперь..
Но видеть недостаточно порой. Сначала я почувствовал, как что-то обжигает мне ногу, лишь потом, вглядевшись, я увидел след, пол опаливший. И затем я проследил следов цепочку, ведущую от двери от входной к тому большому шкафу, ручка которого обожжена, внутри же..
-Лишь только обгоревшая одежда.
-Вот видишь: ничего они не обнаружили. Всё потому, что ничего и не было,- луна, набравшаяся тени на две трети, на Автора ощерила глаза, два огонька рубинового цвета.
-Но всё же они начали движенье, шаг, ведущий по пути повествованья, и этого достаточно пока.
-Шаг на пути к чему, мне интересно,- вниз с луны спустился мышиный хвост, из-за чего та стала походить на странный полумесяц - полушарик,- крики, доносящиеся из пустой квартиры, крики, что неизвестно были или нет.. звучит всё это как-то недостаточно, туманно..
-Но недостаточно лишь для ленивых. Ни Иноро, ни его соседа таковыми назвать нельзя.
-Иноро? Мальчишка этот сейчас уснёт, из гостей его родители вернутся, его отправят спать, и он заснёт, так ничего и не узнав! Тебя я уверяю в этом,- луна сокрылась тенью целиком,- ТАЙНА ОСТАНЕТСЯ СОКРЫТОЙ НАВСЕГДА.
-Так оно и есть, и гости,- Автор ухватил мышиный хвост и дёрнул, чтоб мышь, в луну оборотившись, вновь засияла,- гости - лишь одна из тайн. Оттуда возвращаются не сразу, если вообще возвращаются, а пока – Иноро пригласит к себе соседа и поведает ему, куда исчез на помощь звавший.
-Я слушаю.
-Я лишь желаю знать, что с ним случилось.
Могу я вам помочь.
-Как? Мне казалось. Что знаешь ты не больше моего.
О том, кто звал? Да, знаю я не только, что человек тот был здесь.. Я ещё подозреваю, куда он сгинул.. И прежде чем вам это расскажу, ответьте мне, могу ли вам поведать тайну я, известную немногим тайну, что, может быть, изменит вашу жизнь? Тайну того, что город, где живём мы вместе с вами, всего лишь плод людских фантазий, снов, не более того. Прямоугольные постройки из бетона- червей стеклянных угольные соты, линейные следы асфальтовых улиток и электрические тени фонарей- лишь результат уверенности, веры всех горожан, меня и вас включая. Но ночью, когда все люди спят, легко узреть как призрачны прямых углов уродства, оттаивает тайна, и мираж, ложь многих, исчезает, открывая нам истинное города лицо.
-Поверить в это, честно говоря, довольно трудно- но, после того, что видели в квартире мы соседней, я готов поверить в зыблемость всей моей жизни прошлой и заново переосмыслить мир, лишь только б обрести опору в настоящем.
Хорошо. К окну вы подойдите, вглядитесь в звёзды и затем на землю медленно вы опустите взгляд, не торопитесь, если не случится вам увидеть, как город сгинул, вы это упражненье повторите- и, верю я, получится у вас!
-Но что заместо города увидеть я должен. Расскажи мне.
Не скажу. ТЫ САМ МНЕ ВСЁ РАССКАЖЕШЬ.
-Вижу я тысячезвёздный неба склон, дрожащий мелкими волнами, что искры хладные роями бросают вниз, за горизонт.
А в самом центре небосвода, под тёмно- синим куполом чернильным, я вижу тонкий лимонно-сочный срез луны в невидимой воздушной лунке, где ось ветров, небесных волн.
Я опускаю взгляд и вижу стволы закрученных ветвей, нежно-изнеженно без устали в устах, что кроной пьют молочную росу цветка небесного с лимонной сердцевиной.
Я вижу ветви, которые ласкают ветра свод, и ласки ветра принимают сами. Стволы, пособники ветвей, свои закрученные иглы им изгинают вслед, свои корявые канаты изгибают, корнями рассыпаясь по траве, что огнём внутренним горит неотражённым, стволы дерев пятная светом изумрудным.
Среди травы, промеж коры корней, спят люди без защиты, врозь и вместе. Заснув во сне бетонного железа, за крепкими дверьми в засовах и замках, сейчас, на время сна, они вернулись в реальный мир под сень чудесной чащи. И те, чья связь крепка среди дневного сна, те здесь лежат в обнимку, такие как непримиримые враги, любовники, родители и дети..
-Я вижу на траве те самые следы, что видели мы в комнате. Скорей! Последуем за ними!
Погоди. Сначала я предупредить тебя обязан о двух опасностях, с которыми столкнуться теперь ты можешь.
-Говори, готов я ко всему.
Тогда тебе, наверное, они покажутся довольно безобидными: во-первых. Ты не должен пробуждать ни одного из тех, кто спит в волшебной чаще.
-Почему? Разве истина не драгоценнее всех снов, пусть даже самых сладких?
Да, ЕСЛИ это истина. А ты, хоть здесь, но всё ж не убеждён в реальности происходящего с тобою. С рождения ты видел только то, что было напридумано другими. Лишь только человек проснётся, он преобразит весь мир вокруг себя в себе удобный, в такой, каким он его помнит с детства. В такой, каким его ты помнишь, и твоё сознание перебороть не будет в силах искушенье вновь оказаться в сне тебе привычном. Даже я, хоть чуть ли не с рожденья здесь бываю, всё ж не рискую никого будить. Всё потому, что и родители мои, и их родители во сне всю жизнь прожили, и я боюсь, как бы их память во мне не проявилась. Ведь, если удержать я не смогу проснувшегося в настоящем мире, то сам засну, ну а когда проснусь- проснусь во сне я, и, боюсь. Все знания об истине меня покинут.
-Ладно, обещаю, что буду осторожен при ходьбе и постараюсь говорить негромко.
Во-вторых, рассказывать не должен никому ты о том, что видел здесь. И доверять рассказ о сне дневном, сам снясь кому-то, или- вход под крону изумрудных листьев навечно будет для тебя сокрыт. Показывать же вход сюда ты можешь лишь тому, кому б и жизнь свою не побоялся вверить.
-Ну что же, я согласен с этим. Ведь о всём, что вижу я сейчас перед собой ты мне не говорил. А это значит, что путь, сюда ведущий- только мой.
Раз ты условия понял все. Последуем скорее по тропе. Хотя лишь крик в ночи да след в траве сгоревшей нами движут, но не случайно среди всех слепых ты оказался зрячим. В путь, скорей!
Луна потрескалась яичной скорлупой и выпустила эльфа на свободу. Как стрекоза светящаяся он кружил по потолку, над Автором переплетая плети света, а тот, без устали, вёл Дена и Иноро сквозь лес и вереницы из полян:
-..увитые плющом и виноградом поляны, что хранят ленивых сон..
Им на смену рощи акаций и зелёных роз приходят- здесь, на земле, покрытой сплошь полынью, спят люди со слезами на глазах, обуреваемые горечью утраты..
А мёртвые берёзы-исполины на черноземии неплодородном хранят учёных и студентов сон- здесь места нет ни росту, ни цветенью..
Тут эльф. Запыхавшись, остановился:
-Хватит! Ведь каждый, кто историю читает, сам в состоянии выдумывать поляны, хоть малой толикой воображенья обладая. Пока идут по твоему пути, ты лучше расскажи про человека мне, которого преследуют они.
-Хорошо, о ней я расскажу, о девушке по имени Райнис, которая на страх и риск свой собственный решила переиграть всю жизнь свою и этим вовлекла себя в беду. Рассказ о ней не будет длинным, я начну его с того же времени, что и историю о Дена и Иноро.
Уж солнце приклонилось и начало тонуть за горизонтом, когда я подходила к дому своему, среди проулков и дворов запрятанному тенью закатных отголосков поднебесья. Как вдруг одна из теней на пути моём зашевелилась и выплеснула фигуру женщины, серый силуэт, который знаками мне приказал приблизиться. Я подошла.
-Я знаю точно, что за болезнь в тебе живёт и причиняет боль, лишь только закрываешь ты глаза, пытаясь сном забыться. Тот огонь, что спит в тебе сейчас и распускается в ночи пурпурной розой, мне известен. Та тайна, что хранишь ты от других, в то, что ни друзей, ни родственников посвятить не можешь, в то я посвящена.
Вы знаете, что нет меня давно?
-Да, знаю я, что той Райнис, что была прежде, два человека, две души живут в единой исстрадавшейся плоти. Одна, то что была тобой до наступления четырнадцатилетья. Та, что больше о себе напоминает, чем истинно живёт, как гость чужой и странный.. и родной. Она вести тебя как прежде принуждает, невинностью и простотой порабощая.
А другая?
-Другая ты, которая себя сама собой признать боится. Это та же ты, но только «падшая», как первая тебя с насмешкой называет. Ещё зовёт она тебя ничем, никем, рабынею своею. И чем дольше это происходит, тем ниже падаешь ты в собственных глазах, но тем светлей и ярче образ тот, который создаёшь ты для других. Для всех являясь олицетвореньем красоты, себе ты представляешься ужасной.
Никто не в силах мне помочь.
-Тут ты ошиблась. Я могу так сделать, что станешь ты одной из них, а та, что жжёт тебя под кожей еженочно, наружу выйдя, обретёт свободу.
Из них двоих какой могу я стать?
-Любой, которой пожелаешь. Однако же, должна предупредить, что от того, кем выберешь ты быть зависит, получишь ты свободу или будешь вечно в муках адских погибать. Согласна ты на это?
Не знаю, не уверена. Быть может..
- Да или нет, скорей произнеси!
Да, хорошо, согласна я на это. Ведь то, что испытываю счас, хоть и невидимо, но всё же адски больно. Меж чем и чем мне выбирать тогда? Между свободой быть самой собою и продолженьем пытки? Свободе говорю я «да»!
- Что ж, хорошо! Тогда домой иди, и, как войдёшь в квартиру, постарайся о той подумать, что тебе противна, о той, кого хотела б избежать и всю её оставить за порогом. И если выбор твой пребудет верен, свободу обретёшь ты.
Хорошо. Благодарю я вас.
-Не стоит благодарности- быть может, проклянёшь ты меня вскоре.
Так поблагодарю, пока не прокляла! Хотя кого благодарить- исчезла женщина во мраке. Но все слова её остались мне. Вот мой подъезд, и вот я поднимаюсь по лестнице. Вот левую из трёх дверей площадки лестничной открыла я ключом. Тут твёрдо я решила для себя: пусть падшая останется за дверью! Развратная, нечистая, прелюбодейка- она мной не заслуживает быть! Переступив порог, закрыла дверь.
Мгновение себя я чувствовала будто возрождённой.
Но, как любая ложь, то чувство дольше мига не продлилось. Поскольку каждый день ВСЁ изменяет в памяти, что было до него, прошедшее становится бесцветно и мертво, но, ах, как поздно это поняла я! Уж в зеркале, висевшем перед дверью подростка-девочки лицо покрылось пятнами, всё сморщившись, одрябнув.
На помощь, кто-нибудь, хоть будь ты Смерть, приди!
Звала напрасно я, не умирая. Когда ж, отчаясь, распахнула дверь я в попытке убежать самой себя, то пламенем объятый силуэт шагнул навстречу мне, я вспыхнула как воск, а мир померк.
-Очнись, Райнис, очнись!
Воззвал шипящий голос, мешаясь с воем ветра, скрипом веток. Открыла я глаза: я находилась в ложбине дерева, в дупле его ствола. В фигуре, что расположилась в ветвях рядом с дуплом, узнала без труда я ту женщину, что встретила меня перед подъездом. Её лицо теперь было открыто, как вся она, сова и человек,- всё вместе, всё смешалось в этом теле. О, ведьма, что ты сделала со мной?!
-Я- ничего, но это ты ошиблась, неверно выбрав. Твой удел теперь: ты, будучи в моей безмерной власти, испытываешь адский холод, боль- во всех костях, готовых преломиться, и твоё тело, как и ты сама, подвержено гниенью, разложенью, которое теперь на век с тобой. А если ты решишь сбежать- взгляни-ка вниз, скажи мне, что там видишь?
Огонь.
-Это- та, другая часть тебя, которую, отринув, ты превратила в тень свою. Теперь, куда бы не пошла ты, она будет преследовать тебя, сжигая плоть.
Я упаду вниз, не теперь, так после- дупло слишком мало, и не за что мне уцепиться, ведьма. Я упаду!
- Не бойся ЭТОГО. В лесу, где ты теперь находишься, я, зная, что сюда ты попадёшь, собрала паутины и, смешав её с улиточною слизью, сплела тебе верёвки. Вот моток. Вяжи себя всё время, чтоб остаться. Она, верёвка, хоть и липнет так, что и не отдерёшь, но всё же рвётся часто. Вяжи себя всё время, чтоб не гореть веками, веками бойся пламени. Вяжи! Пусть паутина плоть тебе заменит! Пусть ужас разум твой заполонит! Пусть ты врастёшь, пусть одеревенеешь, пусть страх пред болью сердце поглотит!
Кто ты такая?
-Та, кого ты кормишь своими тайнами и страхами своими. Хотела ты оставить часть себя не для того, чтоб обрести свободу, но в тайне сохранить свою порочность. Ну, что ж, теперь, когда ты в ствол врастёшь, боясь упасть в костёр внизу горящий, своей достигнешь цели- будешь скрыта. Прощай же!
-Какой кошмар!- подала голос мышь.
-Что делаешь ты?- Автор посмотрел вверх на луну, из сырных дыр которой мышиный нос возник.
-Борюсь со страхом я. От ужаса я чувствую, что таю. И чтобы не исчезнуть насовсем,- раздалось чавканье, и дыры стали шире,- своё существованье подкрепляю едой, чтоб убедиться в том, что всё ещё жива я.
-Что ж, поспешу закончить свой рассказ, а то тебе, боюсь, луны не хватит.
...мораль
Вот дерево, под ним горит огонь. На верх он тянется в бессилии своём, пытаясь ствол объять с безумной страстью, словно человек, который на песке пустыни тщится мираж поймать: нетленен корень, недоступны ветви.
-Я, пламени живого желая цель узнать, полезу вверх. И- о, чудо!- пламя, как только я в него ступил, погасло, как будто бы желая мне помочь..
Что ты там видишь?
-Тут в стволе дупло. Увита по рукам и по ногам верёвками, ей впившимися в тело, здесь девушка забылась тяжким сном. Верёвки те, как будто паутина и девушку они связали крепко, не позволяя ей свалиться вниз. Оттягивают плоть они её и, кажется порою,- заменяют. Девушка спит, и спит так глубоко, что мне она бы показалась мёртвой, когда б не резкие движенья рук. В ладонях девушки- всё новые верёвки, как будто бы растущие из них.
Клубок растёт из сердца. Сети страха плетёт сам человек, себя своей же тайне подчиняя. Тут сделать мы не в силах ничего.
-Её я разбужу
Постой, глупец! Ведь это наказание она сама решила понести! Чего добьёшься ты, в судьбу чужую вмешавшись? Разве пытки для себя? Что знаешь ты о ней?
-Что эта девушка страдает. Это- всё.
Но как ты можешь быть уверен, что на добро добром тебе ответят?
-Я не уверен, но с того момента, как я её увидел, понял вдруг, что часть меня она. И здесь её оставить- мне всё равно, что вырвать часть себя.. себя я не предам и не оставлю.
Что ж, поцелуй её и этим разбуди. Но знай, что этот лес отныне ты не увидишь больше никогда.
-Это мне известно. Всю жизнь мою во сне я проведу. Но весь твой лес и знания его- перед свободой человеческой ничтожны. Как сон пред истиною жизнью человека.
Будь осторожен: вот слетает тень с луны, сюда она летит быстрее ветра. Это Отаяна, хранительница снов. Тебя она, возможно, растерзает или замучает.
Её я не боюсь. Кто ты, Отаяна, скажи мне, и зачем людей ты мучаешь. Мне интересно знать.
- Я вижу все - я соглядатай тайн. Когда свет гаснет, и ложатся спать все люди на траву волшебной чащи, я тех храню покой, душа которых открыта, не таит в себе секретов, не прячет от других себя, как прячет скупец в подвале деньги. Тех люблю я, кто знать - не знает, что такое ложь, и не способен с тайной жить в согласьи, пусть даже если правда, став известной, убьёт её открывшего.
Лжецам же и всем, кто что-то утаить пытается в душе, напоминаю я, что МНЕ ВСЁ ВИДНО. А тайны одного во сне рассказывать другому человеку - любимое занятие моё.
Как только человек, в душе скрывая камнем драгоценным тайну чувств своих или поступков, засыпает, кидаюсь вниз я на бесшумных крыльях и превращаю то сокровище в булыжник, в клубок из змей, но чаще - в пустоту. И тот, скрывающий что-либо от других, мной обрекается на вечное страданье. Так секреты, родителями их скрываемые, дети узнают. Так люди, тщащиеся утаить себя, себя теряют.
Скажи мне, Дена, сможешь ли назвать свою ты тайну мне?
Прости великодушно, но тайн уж не храню я - в том клянусь.
-Что ж, верю я тебе, но мне не верь- верь той, кого ты спас из заточенья. Рассказывай ей о себе, о лесе.. и обо мне, той, что её пленила. Она в ответ свою раскроет тайну, доверие доверием встречая.
Хоть из-за этого вы оба никогда в волшебный лес уже не попадёте, но вход туда не стоит даже тени той истины, что ты успел узнать: ЛЮБОЕ ЗНАНИЕ, СОКРОВИЩЕ ЛЮБОЕ- НИЧТО ПЕРЕД СВОБОДОЙ ЧЕЛОВЕКА. И эту тайну нам скрывать не стоит- не так ли, Автор?
Да, согласен я. Теперь молчи. Свой я секрет открою, что вся история- лишь плод воображенья моего, все тайны, что героями раскрыты пред взором мысленным читателя- мои. Теперь, когда рассказ о них окончен, они теряют власть свою во мне. Все тайны, что раскрыты, уж мертвы: так Вы в волшебный лес не попадёте, узнав о приключеньях Дена там.
Прослушав наш рассказ, решайте сами, впредь жить, от самого себя и от других скрываясь.. иль тайной пренебречь. Уверен я, без тайны люди все ранимы и слабы. Наоборот скрывая что-то, все они непобедимы, как острый меч в неведомых руках.
И тайна главная в моём повествованьи,- то Ваша тайна, не моя. Поверьте: теперь от Вас зависит, быть ли Вам рабом могущественным тайны или свободно жить, себя не укрывая- Вам предстоит решить.
Денис «Чехов»